вторник, 19 июня 2012 г.

12. ВСПОМИНАНИЕ ВСЕХ ТЕХ, КОМУ МЫ ПРИЧИНИЛИ ВРЕД



                                   12.   ВСПОМИНАНИЕ  ВСЕХ  ТЕХ,
                             КОМУ  МЫ  ПРИЧИНИЛИ  ВРЕД

Восьмой шаг. Составили список всех тех, кому мы причинили вред, и решили возместить нанесенный им ущерб.

Первые семь шагов подразумевают внутренние изменения. Начиная с восьмого шага вы должны начать исправлять вред, причиненный вашей зависимостью. В восьмом и девятом шагах говорится, что для возмещения ущерба вы должны составить список всех людей, которым вы причинили вред и подготовить себя к тому, чтобы исправить его.
            Возмещение ущерба - это не значит просто сказать: “Прости.” Это значит, что вы должны искренне попытаться исправить нанесенный вами вред. Для этого вы должны придти к осознанию, что причинили другим вред, что сожалеете об этом и что готовы сделать все необходимое, чтобы исправить свои ошибки. Если вы что-то украли, вы должны заплатить за это. Если разрушили что-то, должны это исправить. Вот что означает возмещение ущерба.
            Восьмой шаг - самый конкретный и легкий для понимания из всех шагов. Здесь обычно не возникает вопросов относительно того, что выздоравливающий алкоголик должен делать.           

1. Вы составляете список тех людей, которые пострадали из-за вашей зависимости.
Ключевой вопрос, который вы должны поставить перед собой: “Кто пострадал из-за моей зависимости?” Заметьте, что пока вы не спрашиваете: “Кто причинил вред мне?” На начальных стадиях выздоровления человек склонен сосредотачиваться на своей собственной боли, на том, какой вред причинили ему другие. Тогда он имеет возможность использовать поведение других людей в качестве оправдания своего. “Если ты обидел меня, я имею право ответить тебе тем же.” “Если ты не возмещаещь нанесенный мне ущерб, я также не должен этого делать по отношению к тебе.” Здесь вопрос не в том, чтобы сводить счеты. Вы должны выяснить, какой вред вы причинили другим и исправить его, чтобы освободиться от этого.
            Гораздо легче обвинять других, чем думать о том, кому вы причинили вред. Чаще всего мы причиняем вред близким нам людям, которых мы любим, и это особенно тяжело. “Почему я должен копаться в прошлом?” - подумаете вы. - “Я не могу изменить прошлого, так за чем же думать об этом?” Проблема в том, что прошлое будет продолжать преследовать вас, пока вы не посмотрите открыто на нанесенный вами ущерб и не попытаетесь сделать все возможное, чтобы возместить его. Вы должны смело встретиться с прошлым, чтобы освободиться от него. Вы обретете свободу, лишь заплатив цену, соответствующую нанесенному вами ущербу.   
            Составьте список (обязательно письменно) всех людей, которым вы причинили вред тем или иным образом. “О! Вы хотите сказать, что я должен копаться во всех этих обломках моего прошлого и пересматривать их?” Да, именно это рекомендует вам сделать восьмой шаг. Вы должны вспомнить, кому вы причинили вред, и что именно вы сделали и затем записать все это.
            Я предлагаю взять лист бумаги и разделить его на три колонки. В первой колонке вы запишите всех людей, которым причинили вред. Во второй - что именно вы им сделали. И в третьей запишите, что, по вашему мнению, вам необходимо сделать для возмещения нанесенного ущерба.
            Очень важно быть как можно более конкретным. Джон начал восьмой шаг так: “Я причинял вред женщинам, заводя с ними отношения, а потом бросая их.” Спонсор сказал ему, что это слишком неопределенно и обще, и от этого будет мало пользы. “Каким именно женщинам ты причинил вред, и что именно ты сделал?” - спросил он Джона. “И что наиболее важно, как это было связано с твоей зависимостью?”
            Тогда Джон переписал эту часть восьмого шага таким образом: “Кому я причинил вред? Моей подруге по имени Дженни. Что я ей сделал? Когда я потерял работу из-за моего пьянства, я говорил ей, что люблю ее, хотя на самом деле любви не было. Я делал это для того, чтобы жить с ней, пока не найду другую работу. И как только я нашел работу, я ушел от нее и порвал наши отношения. Как это было связано с моей зависимостью? Тогда я был в отчаянии и до смерти напуган, потому что чувствовал, что потерял контроль над употреблением алкоголя и наркотиков. Мне казалось, что, если я буду честен с Дженни, она не будет помогать мне. Если бы не моя зависимость, я не потерял бы свою первую работу и мне не пришлось бы лгать, чтобы получить помощь.”

2. Вы определяете, что необходимо сделать, чтобы возместить ущерб.
Возместить ущерб - значит “исправить”, или сделать лучше. Вы должны исправить причиненный вами вред, где это только возможно. Но в восьмом шаге вы пока не делаете этого. Вы только обдумываете, что необходимо исправить, и что для этого нужно сделать. Джон, размышляя о том, как он может возместить ущерб, нанесенный Дженни, написал: “Я должен позвонить ей и извиниться за то, что я сделал. Я также должен отдать ей деньги, которые она потратила на жилье и еду за три месяца.”

3. Вы  составляете список всех людей, которые причинили вам вред.
В книге “Двенадцать шагов и двенадцать традиций” (12 и 12) рекомендуется составить второй список, на этот раз с именами людей, которые причинили вред вам. Спросите себя: “Кто нанес мне вред и каким образом?”
            Вы вспоминаете людей, которые причинили вам вред, чтобы простить их. Да, вы должны быть готовы отпустить их. Вы должны сказать: “Да, ты причинил мне вред, но все в порядке. Я могу забыть это.” Вы прощаете других, чтобы освободиться от негодования и обвинений, которые часто переполняют вас. Обвинение других будет отвелкать вас от той работы, которая должна быть сделана в восьмом и девятом шагах - возмещение ущерба, нанесенного вами другим людям.
           
4. Вы прощаете людей, которые причинили вам вред.
Вы прощаете их. Вы их отпускаете. Внутренне вы принимаете для себя: “Все в порядке. Я не собираюсь обвинять этого человека в том, что он сделал.” Английское слово forgive (прощать) состоит из двух частей - for (перед) и give (давать). Я понимаю это слово как “отдать заранее”. Вы прощаете людей за то зло, которое они причинили вам. Вы “даете” им полное “отпущение грехов”, прежде чем они попросят об этом. В этом заключается прощение. Вы говорите: “Да, ты причинил мне вред, и это было очень болезненно. Но сейчас я не виню тебя за это.”
            Вы прощаете других людей не для того, чтобы помочь им. Вы делаете это, чтобы помочь себе. Когда вам причиняют вред, у вас есть только два выбора - либо простить, либо обижаться, негодовать. Интересно, опять же, рассмотреть английское слово resentment (негодование, чувство обиды). Оно происходит от корня send (посылать), т.е. “переправлять из одного места в другое”. Re означает повторность действия. Когда вы негодуете (resent), вы “посылаете” свой гнев самому себе снова и снова. Такая циркуляция гнева приводит к стрессу, что в свою очередь ведет к новым страданиям и проблемам. А новые страдания подкрепляют ваше негодование, и так продолжается по кругу, пока это не сведет вас с ума. И когда вы дойдете до крайней точки, вы обратитесь к алкоголю.
            Как я понимаю, программа “12 шагов” ничего не имеет против чувства гнева. Но эта программа определенно против негодования, обиды. Обида - это циркулирующий гнев. Это неразрешенный гнев, который растет и усиливается, причиняя вам невыносимые страдания. Со временем гнев будет разрастаться, пока не разрушит вас. И противоядие против него одно - прощение.
            Меня часто просят объяснить эту идею. Как это - один человек прощает другого? Для всех это может быть по разному, но есть пара упражнений, которые я советую попробовать сделать. Сначала вы пишите, какой вред вам причинил человек. Затем пишете письмо этому человеку, в котором объясняете, что точно он вам сделал. Вы не будете отсылать это письмо, но вы должны его написать.
            Затем вы точно описываете, что вы чувствовали в тот момент, и что чувствуете сейчас. Потом пишите, что вы любите этого человека, заботитесь о нем и прощаете ему то, что он вам сделал. Вы говорите, что теперь все в порядке, и вы больше не вините его за совершенное. Вы больше не ждете, чтобы он как-то исправил причиненный вам вред.
            И в конце вы пишите: “Я вполне способен справиться с тем, что ты мне сделал.” В этом и заключается прощение. Вы обладаете силой, достаточной для того, чтобы справиться с неприятностями, причиненными вам другим человеком, не ища при этом мести и не разрушая себя.
            Обида - это неправильно направленная месть. Желая отомстить другим, алкоголик разрушает себя. Есть поговорка, в которой говорится, что обида - это “отрезание собственного носа, чтобы досадить своему лицу”. Иллюстрацией к этому может послужить еще такая история. Муж приходит домой и обнаруживает в постели жену с любовником. Муж достает пистолет и приставляет к своей голове. Когда жена начинает смеяться над ним, он грозно смотрит на нее и говорит: “Давай-давай, смейся, следующей будешь ты.”
            Именно это делает с вами обида. Вы сердитесь на кого-то другого, а приставляете пистолет к своей голове. Поэтому вы должны простить тех, кто причинил вам вред. Вы не можете просить о прощении, пока сами не простите других.         

5. Вы обдумываете, не причинит ли ваше возмещение ущерба еще больший вред вам или кому-то еще.
Возмещение ущерба означает исправление, восстановление. Но, прежде чем пытаться исправить нанесенный вами вред, вы должны подумать о последствиях этого. Почему? Потому что иногда, пытаясь что-то исправить, вы можете сделать еще хуже.
            У Джона, когда он пил, была любовная связь с замужней женщиной. Когда она обнаружила, что беременна, она порвала с ним отношения и убедила своего мужа, что ребенок его. Шесть лет спустя, когда Джон бросил пить, он осознал, что у него есть прелестная маленькая дочка, которая даже не знает, что он ее отец. Джон знал, что он причинил зло женщине и девочке. Что же ему было теперь делать? Следовало ли ему рассказать дочери, или женщине, или ее мужу, что произошло? Джон решил, что не стоит. Он был убежден, что пытаясь открыто возместить ущерб в этом случае, он причинил бы еще больше вреда.
            Вы должны возмещать ущерб кроме тех случаев, когда это может причинить кому-то вред. Таким образом, прежде, чем пытаться что-то исправить, вы должны подумать о возможных последствиях. Отец Мартин вполне ясно определяет, что такое трезвая жизнь. Трезвый человек планирует, прежде чем действовать, и оценивает последствия, когда что-то сделано. Следуя трезвому образу решения проблем, вы планируете, действуете и оцениваете. Аддиктивный образ решения проблем подразумевает гиперреакцию, сожаление и обвинение других. Обе формулы очень просты. Прежде чем переходить к девятому шагу, вы должны оценить, какой формуле вы следуете. Адекватны ли ваши действия? Сожалеете ли вы о том, что сделали, обвиняете ли потом других? Или вы планируете, прежде чем действовать, и потом оцениваете то, что сделали?
            Письменное выполнение восьмого шага поможет вам увидеть, в какой степени вы приблизились к трезвой жизни. Вы должны точно определить, что вам необходимо сделать, чтобы исправить нанесенный вами вред. В восьмом шаге вы еще ничего не исправляете, вы только готовитесь к этому.
            Многие шаги подразумевают двухступенчатый процесс. Сначала вы готовитесь к чему-то, а затем действуете. Во втором и третьем шагах вы готовитесь поверить, и затем приходите к вере. Вы готовитесь к тому, чтобы открыть перед другими людьми, кто вы есть; и затем открыто делитесь с ними. В четвертом и пятом шагах вы сначала готовитесь к духовному очищению; и потом делаете это. В восьмом шаге вы готовитесь возместить ущерб, а в девятом - действительно возмещаете его.
            Есть поговорка, что “Бог учит нас через последствия нашего поведения.” Вы обращаетесь к своему прошлому, чтобы учиться у него. История учит нас, что, если мы не хотим учиться на собственных ошибках, мы обречены повторять их, или “история повторяется”. Если вы отказываетесь сознательно признать тот вред, который вы причинили другим людям, вы обречены и дальше причинять людям такой же вред.
            В начале вы говорите: “Трезвость - это лишь одна неприятьность за другой.” Потом, когда в процессе выздоровления вам удается разрешить какие-то проблемы раз и навсегда, вы начинаете понимать, что это была все одна и та же неприятьность, повторяющаяся снова и снова. Одни и те же проблемы будут возникать вновь, пока вы не вырветесь из этого круга. И для этого нужно сделать две вещи. Первое, вы должны вспомнить людей, которым причинили вред, и возместить нанесенный им ущерб. И второе, вы должны вспомнить тех людей, которые причинили вред вам, и простить их.
            Это два ключа от секретного замка, которыми открывается дверь, ведущая к истинной трезвости. Это подобно ядерной ракете. Чтобы запустить ракету, вы должны повернуть два ключа одновременно. Но проблема в том, что эти ключи находятся так далеко друг от друга, что вы не можете их повернуть один. Вам нужна помощь. Вам нужен кто-то еще, кто возьмется за другой ключ, и тогда вы повернете их одновременно. Почему? Потому что существует замкнутый круг. Я не могу простить себя, пока я не прощу других, и я не могу простить других, пока не прощу себя.

                                                ДЛЯ  ЗАПОМИНАНИЯ

Завершив восьмой шаг, вы:

            1. Составили список всех тех людей, которые пострадали из-за вашей зависимости.
            2. Определили, что нужно сделать, чтобы возместить нанесенный вами ущерб.
            3. Составили список тех людей, которые причинили вред вам.
            4. Простили людей, которые причинили вам вред.
            5. Тщательно обдумали, не причинит ли возмещение ущерба еще больший вред вам или кому-либо еще.




                                        13.   ВОЗМЕЩЕНИЕ  УЩЕРБА

Девятый шаг.  Лично возмещали ущерб этим людям, где это было возможно, за исключением случаев, когда это могло причинить вред им или кому-либо другому.

Девятый шаг рекомендует лично возместить ущерб, нанесенный другим людям, корме случаев, когда это может причинить им вред. Заметьте, здесь не говорится “когда это может причинить вред мне”. Основной целью здесь не является сделать лучше себе. Цель в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный вашей зависимостью, “вернуть долги” тем людям, которым вы причинили вред.
            В жизни не существует “бесплатных обедов”. Либо вы заплатите, либо вам придется платить позже с процентами. Проценты, которые вы платите - это вина и стыд. Они будут подтачивать вас изнутри, пока вы не исправите причиненный вами вред. Вы должны не просто выяснить для себя, что было вами разрушено, и что необходимо сделать, чтобы это исправить. Вы должны в действительности это исправить.
            Вы не обязаны возмещать ущерб. У вас есть три возможности относительно нерешенных проблем, связанных с вашей зависимостью: вы можете возместить ущерб и попытаться восстановить испорченные отношения; вы можете обманывать себя, утверждая, что никакой проблемы нет; или, если вы осознаете, что ущерб слишком велик, чтобы исправить его, вы можете прекратить отношения, просто отпустив их. Но стоит серьезно подумать, прежде чем прекращать отношения. Возмещать ущерб может оказаться очень нелегко, но часто это помогает спасти значимые для вас отношения. Однако, если вы сделали все возможное, но ничего не помогло, нужно оставить это на волю Бога и просто отпустить. Вы не должны жить с этим весь остаток своей жизни. Вы можете заплатить определенную цену, чтобы покончить с этим.
            Обломки вашего прошого подобны куче мусора на заднем дворе. Вы можете продолжать жить с этим, вы можете сделать вид, что там ничего нет, или вы можете нанять кого-то, чтобы все это убрать. В любом случае вы должны заплатить определенную цену. Но в конечном итоге дешевле обойдется убрать весь мусор и избавиться от него раз и навсегда. В таком случае вы заплатите один раз, и вам не придется платить позже с процентами. Чем дольше вы это откладываете, тем больше будут проценты.
            Однако, если пытаться возмещать ущерб, не выполнив полностью задания первых шести шагов, могут возникнуть серьезные проблемы. Предположим, вы лишь поверхностно выполнили четвертый шаг; вы лгали, увиливали и хитрили, выполняя пятый шаг; затем вы слишком рационалистически подошли к шестому и седьмому шагам. Тогда работа по восьмому и девятому шагам не принесет вам результатов. Вы не почувствуете облегчения. Напротив, вы будете чувствовать себя разбитым и обиженным. Вот почему шаги расположены в определенном порядке. Вот почему с самого начала вы должны быть настроены решительно и идти до конца. “Редко случается так, чтобы человек, полностью следующий нашему пути, потерпел неудачу.” Полностью следовать пути означает выполнять каждый шаг до конца в определенном порядке, делая все, на что вы способны.
            Вы возмещаете ущерб не просто для того, чтобы избавиться от страдания. Цель состоит в том, чтобы полностью расплатиться с долгами, освободившись таким образом от прошлого, и иметь возможность жить полной жизнью. Для выполнения подобной задачи требуется мужество. Это тяжелая работа. Но это того стоит. Если вы не встретитесь открыто с обломками своего прошлого и не уберете их, они будут ежедневно понемногу отнимать у вас жизнь. Встретившись и разобравшись со своим прошлым, вы освободитесь от него раз и навсегда.
            Если вы решили возместить причиненный вами ущерб, следующие рекомендации могут быть вам полезны.

1. Вы составляете надежную программу, которая позволит вам сохранять трезвость, когда вы будете возмещать ущерб другим людям.
Возмещение ущерба может оказаться очень нелегким, потому что вы никогда не знаете, чего ожидать. Некоторые люди примут ваши попытки возместить ущерб, другие отвергнут. Отказ может быть очень болезненным для вас, и, чтобы справиться с болью, вы можете вновь обратиться к алкоголю или наркотикам. Поэтому, чтобы избежать срыва, вам необходима надежная программа трезвости.
            Прежде, чем возмещать ущерб, вы должны полностью пройти первые семь шагов. Билл Уилсон, запивывая шаги, пронумеровал их, подразумевая, что они должны прорабатываться в определенном порядке. Каждый шаг ведет к определенному уровню личностного развития, который необходим для выполнения следующего шага. Прежде, чем приступать к возмещению ущерба, удостоверьтесь, что произошли необходимые внутренние изменения. Возмещение ущерба не должно привести ни к ухудшению положения, ни к срыву.        
            Во время выполнения этого шага важно регулярно посещать группу. Попытки возмещения ущерба могут привести к стрессовому состоянию, и вам необходима поддержка людей, которые вас хорошо знают и помогут вам оценить ситуацию. Также важно в это период находиться в активных отношениях со спонсором, который уже прошел этот шаг. Под “активными отношениями” я имею в виду, что вы будете общаться с ним по телефону по крайней мере три раза в неделю, встречаться на собраниях по крайней мере раз в неделю и общаться непосредственно хотя бы раз в неделю. Следуя такой программе, вы сможете справиться со всем, что бы ни произошло.
            Чтобы представить, как могут развиваться события, рассмотрим один пример. Гэйл имела около девяти месяцев трезвости. Она чувствовала вину перед своим бывшим мужем Доном, который действительно немало пострадал из-за ее зависимости. В конце концов, после того как Гэйл отказалась посещать А.А. или сохранять трезвость после своего третьего курса лечения, он развелся с ней. Гэйл осознала, что должна возместить нанесенный ему ущерб и договорилась о встрече.               
            Во время разговора Гэйл сказала Дону, что она алкоголик, и что очень сожалеет обо всех неприятностях, которые доставил ему ее алкоголизм. Дон, холодно посмотрев на нее, ответил: “Меня не волнует, сожалеешь ты или нет. Ты мне ненавистна и я не хочу тебя больше видеть. Убирайся из моей жизни и держись от меня подальше. Я тебя не прощаю. Мне не кажется нормальным то, что ты вытворяла, и я не хочу слышать от тебя каких-либо извинений. Залечивай свое чувство вины где-нибудь в другом месте.” И он выгнал ее из своего офиса.
            Гэйл была потрясена. Она вышла из офиса, едва сдерживая слезы, и тут же позвонила своему спонсору. Они пообедали вместе и разговаривали весь вечер. На следующий день Гэйл пошла на собрание своей группы и поделилась там своим опытом.
            В результате обсуждения своего опыта, Гэйл поняла важную вещь. Вы возмещаете ущерб не для того, чтобы получить прощение. Вы пытаетесь сделать все, что в ваших силах, чтобы восстановить разрушенные отношения. Но иногда ущерб так велик, что воостановить отношения невозможно. Однако, это не значит, что возмещение ущерба не дает результата. После своей попытки Гэйл впервые почувствовала себя свободной от своего бывшего мужа. Она освободилась эмоционально и перестала казнить себя за то, что случилось. Процесс возмещения ущерба либо восстанавливает отношения, либо разрывает их окончательно. Весь смысл в этом - вы платите определенную цену, чтобы освободиться от прошлого раз и навсегда.

2. Вы планируете, когда и как наиболее эффективно возместить ущерб каждому человеку.
Возмещение ущерба - серьезные и сложный процесс. Поэтому лучше не спешить и не браться за него неподготовленным. Если вы импульсивно схватитесь за телефон и обзвоните семнадцать человек за день, выпаливая каждый раз: “Я сожалею, прости”, толку не будет. Важно составить план. Возьмите список людей, который вы составили в восьмом шаге, и решите, в каком порядке вы будете возмещать им ущерб. Обдумайте, что вы им скажете, и обсудите это со спонсором. Затем договоритесь о встрече с каждым из них. Эти встречи должны отстоять друг от друга во времени, чтобы вы имели возможность оправиться после каждой встречи. Помните, что одной из целей возмещения ущерба является ваше внутреннее исцеление. Вам потребуется время и решимость, чтобы обсудить ваши мысли и чувства, возникающие после каждой встечи. Процесс возмещения ущерба обеспечивает ваш личностный рост. Это освобождающий процесс, и после каждой попытки вам необходим какой-то промежуток времени, чтобы спокойно прислушаться к тому, что происходит у вас внутри.

3. Подходите к возмещению ущерба в состоянии полного спокойствия и искренности.
Выздоравливающему алкоголику по имени Билл нетерпелось возместить нанесенный им ущерб. Хотя он не прошел полностью четвертый и пятый шаги, он испытывал потребность освободиться от прошлого. Несмотря на совет спонсора, Билл решил возместить ущерб, нанесенный им его жене. Он ужасно боялся и все еще чувствовал обиду из-за того, что она развелась с ним по причине его пьянства.                       
            Встретившись с женой, Билл был очень скован и не знал, что сказать.
            “Ну, так о чем ты хочешь поговорить со мной?” - спросила его жена.
            Не думая, Билл выпалил: “Дэмит, я сожалею о том, что произошло, и я хочу восстановить наши отношения.” В его голосе звучал гнев. Разговор быстро перешел в спор, создав еще больше страданий и проблем.
            Билл не был готов к возмещению ущерба. Он не проработал чувство обиды, которую он испытывал по отношению к жене. Он также не выявил в себе такой дефект характера, как склонность контролировать и требовать. В результате в процессе разговора создалась такая атмосфера, которая сделала возмещение ущерба невозможным. 
            Для этого шага вы должны достаточно продвинуться в процессе выздоровления и подойти к нему в состоянии спокойствия и искренности. Вы должны точно знать, что вы скажете. Вы также должны освободиться от вашего гнева и перестать обвинять другого человека, чтобы почувстовать и выразить искреннее сожаление по поводу того, что вы сделали.

4. Вы начинаете возмещение ущерба с признания своей зависимость и проблем, к которым она привела.    
Готовясь к возмещению ущерба, вы обдумываете, что вы должны сказать, и назначаете встречу. Договариваясь о втрече, вы можете сказать примерно следующее: “Мне нужно увидеть тебя, чтобы обсудить что-то важное. Не мог бы ты встретиться со мной на пятнадцать-двадцать минут, когда тебе будет удобно?”
            Встретившись с человеком, хорошо начать с признания своей зависимости и тех проблем, которые возникли всвязи с ней. Вы можете сказать: “Я сейчас лечусь от химической зависимости. Я не пью уже шесть месяцев. Когда мы с тобой общались, я был химически зависим, но не знал этого. Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, что потерял контроль над собой и причинил тебе много вреда. Тогда я не осознавал, как это больно для тебя. Теперь я понимаю это. Я тогда не контролировал себя, и ты должна знать это. Ты также должна знать, что я все еще чувствую ответственность за это. И я очень сожалею. Мне очень жаль, что я причинил тебе боль.”
            Что значит “я сожалею”? Это значит, что, если бы вы могли прожить жизнь заново, вы поступали бы иначе. Но вы осознаете, что некоторые вещи нельзя исправить, и вы сожалеете об этом. Сожаление - это искреннее убеждение, что, если бы вы могли вернуться назад, вы поступали бы иначе. И вы должны сказать об этот другому человеку.
            Если вы возмещаете ущерб своему сыну, вы можете сказать что-то типа этого: “Если бы я мог вернуть время назад и пережить заново период твоего детства, я не пил бы и не бил бы тебя.” Если вы разговариваете с женой, вы можете сказать: “Если бы я мог заново прожить первые четыре года нашей супружеской жизни, я не пил бы, не уходил бы из дома и не заводил бы посторонних связей.” Вашему начальнику вы можете сказать: “Если бы можно было все повторить, я не обкрадывал бы вас. Я поступал так, потому что был охвачен вызванным зависимостью безумием. Я не сделал бы этого сейчас. Если бы я мог вернуться назад, я вел бы себя по другому.”
            Независимо от того, кому вы возмещаете ущерб, вы должны сказать, что встали на путь выздоровления, решили жить новой жизнью и хотите исправить тот вред, который причинили в прошлом. Вы можете сказать об этом так: “Я знаю, что причинял страдания и проблемы в прошлом. Теперь я на пути выздоровления и веду трезвую жизнь, и я сожалею о том, что сделал. Я хотел бы возместить ущерб, нанесенный нашим отношениям, если это возможно. Вот, я с процентами отдаю тебе деньги, которые украл у тебя. И вот оплата за то имущество, которое я испортил. Я никогда не смогу возместить эмоциональный ущерб, который нанес тебе, я понимаю это. Но я просто хочу, чтобы ты знала, что я сожалею об этом. И я хочу знать, что я могу сделать для тебя, если это в моих силах.”
            Это очень эффективный процесс, если подойти к нему со всей искренностью и смирением. Искренность подразумевает, что вы говорите именно то, что думаете. А смирение означает, что вы точно знаете, кто вы, и почему вы вели себя подобным образом. Вы можете возместить ущерб, если понимаете свое теперешнее положение и осознаете, что вы можете или не можете сделать, чтобы исправить вред, нанесенный вашим поведением в прошлом. Вы можете либо исправить положение, либо покончить с этим навсегда. 
            Последней задачей этого шага является действительная отдача долгов.

5. Вы завершаете процесс возмещения ущерба, отдавая или обещая отдать все, что вы должны.
Возмещение ущерба означает восстановление того, что вы разрушили. В случае, если нанесен эмоциональный вред, все, что вы можете сделать, это принести свои извинения и сказать, что если бы вы могли вернуться в прошлое, вы поступали бы иначе. Человеку часто помогает, если он слышит, что вы признаете свою роль в создании проблем. Один мужчина таким образом попытался возместить ущерб своей жене: “Кода мы были женаты, мое пьянство сделало наши последние три года совместной жизни сущим адом. Я причинил тебе много страданий, и ты не виновата в этом. Это моя вина. Теперь я понимаю это, и я это признаю. Я надеюсь, что ты не винишь себя за то, что произошло. Ты ничего не сделала. Я отвечаю за все.” Это оказало сильный исцеляющий эффект на обоих, и на алкоголика, и на его жену.
            Если человек, с которым вы разговариваете, не член Ал-анона, он может ответить: “О, нет. Ты не виноват. Ты должен понять, что я ...” и далее всякая чепуха. Что ж, вы должны быть готовы и к этому.
            Результатом возмещения ущерба может стать чувство умиротворения и благополучия. Вы можете почувствовать себя более целостным как личность. Чувства стыда и вины уменьшатся, а ноющая боль может исчезнуть. Возмещение ущерба поможет вам почувствовать себя более центрированным, более прочно стоящим на ногах.
            Вы теперь знаете свои достоинства и недостатки. Вы знаете свое место в жизни. Вы понимаете, что ваше, а что не ваше. Вы знаете, на что вы имеете право, а на что нет. И если вы на что-то имеете право, если что-то вам по праву принадлежит, никто не может отнять у вас это. Пересмотрев свои ценности и осознав, что самое важное, чем вы можете обладать - это психологические и духовные способности и зрелость, вы наконец обретете свободу.


                                                ДЛЯ  ЗАПОМИНАНИЯ

Завершив девятый шаг, вы:

            1. Составили надежную программу, которая поможет вам сохранить трезвость, когда вы будете возмещать ущерб другим.
            2. Составили план, когда и каким образом наиболее эффективно возместить ущерб каждому человеку, и обсудили его со своим спонсором.
            3. Подготовили себя к тому, чтобы подойти к возмещению ущерба с полной искренностью и спокойствием.
            4. Начали возмещение ущерба с признания своей зависимости и проблем, которые она за собой повлекла.
            5. Решили завершить возмещение ущерба, отдавая или обещая отдать то, что вы должны.





10. ГОТОВНОСТЬ ИЗМЕНИТЬСЯ


10.   ГОТОВНОСТЬ  ИЗМЕНИТЬСЯ

Шестой шаг. Были полностью готовы предоставить Богу избавить нас от всех дефектов нашего характера.

Шестой шаг может быть сложен для понимания. Первая часть шага говорит, что “были полностью готовы”. Вы не можете измениться, пока не захотите этого, не решитесь на это. И шестой шаг дает это понять. Далее говорится, что мы “предоставляем Богу избавить нас от всех наших дефектов хараетера”.
            Сначала это смущало меня. Я всегда думал, что выздоравливающие алкоголики должны меняться и должны работать над этим. Я воспринимал этот шаг как пассивный, который советует алкоголикам просто сидеть, ничего не делать и ждать вмешательства Бога. Позже, однако, я изменил свое мнение.
            Сейчас я полагаю, что Бог избавляет алкоголика от его дефектов в результате процесса. Во-первых, вы должны определить дефект, от которого хотите избавиться. Это происходит в четвертом шаге. Затем вы раскрываете сущность вашего дефекта перед Высшей Силой, чтобы обрести мужество, силу и надежду. Также вы делитесь своим открытием с другим, более опытным человеком, чтобы получить от него совет, как избавиться от вашего дефекта. Это работа пятого шага. Далее вы должны прийти к глубокому убеждению, что можете решить свою проблему, и преисполниться готовностью сделать это. В этом заключается шестой шаг.
            В моем понимании Бог не делает “черную работу” за других. Многие зависимые люди хотят, чтобы другие делали все, что нужно для их выздоровления. И этот аддиктивный образ мышления они применяют к своей Высшей Силе. Они создают себе образ созависимого Бога, который чудесным образом устранит все их проблемы, освобождая их от всякой ответственности. В моем понимании Бог не является созависимым. Мой Бог дает возможность выздоравливающим людям испытывать последствия их собственного поведения, получать уроки из своих ошибок и делать то, что необходимо для решения проблем.
            В жизни не существует такой вещи как “бесплатные обеды”. Бог не будет платить за вас по счетам. Вы можете делать все, что захотите, если только готовы заплатить за это соответствующую цену. И это весьма существенное если. Что придает вам желания и решимости платить по счетам? Я полагаю, что Бог, как вы его понимаете. И если ваш Бог, ваша Высшая Сила не дает вам достаточно мужества, чтобы избавиться от дефекта характера, возможно, вам нужно заменить вашу Высшую Силу на другую, более эффективную.
            В основе шестого шага лежит личная попытка человека понять, что есть Бог, и как Он действует в жизни. Вы можете прийти к своей собственной концепции Высшей Силы. Именно на это ориентирована программа А.А. Чаще всего в процессе работы по программе понимание Бога у людей меняется. Концепция Бога, который помогал им оставаться трезвыми три дня, сильно отличается от концепции Бога, которые поддерживает их трезвость в течении трех лет. Бог не меняется, меняется ваше понимание Бога. Когда человек не может понять разницы между Высшей Силой и “своим пониманием” Высшей Силы, у него возникают проблемы. Многие составляют себе ошибочное представление Бога и затем настаивают, чтобы весь мир верил, как они.
            На мой взгляд, полезно рассматривать английское слово “God” (Бог) как акроним для выражения “Good Orderly Direction” (Хорошо организованное руководство). Бог создал организованную вселенную и наделил человека разумом, чтобы он мог представить себе, как устроена вселенная. Он также дал нам закон причин и следствий и способность делать выбор, чтобы мы могли учиться, исходя из своего выбора. Таким образом, мы думаем, выбираем, действуем и получаем последствия наших действий.
            Эти последствия можно рассматривать как послания Бога, с помощью которых Он преподает нам жизненно важные уроки. Если последствия наших действий ведут к росту, любви и душевному равновесию, Бог говорит нам таким образом: “Молодец!” Если в результате наших действий возрастают страдания и разлад, Бог как бы говорит: “Здесь что-то не так. Ты должен получше подумать о своем образе жизин и изменить свое поведение.”
            Когда мы обсуждали шестой шаг с отцом Мартином, он сказал: “Бог дает нам мужество, силу и способ, как исправить наши дефекты характера. Но исправлять должны мы сами.” В А.А. эта концепция называется “передай Богу, но сделай черновую работу”. Вы передаете свое саморазрушительное поведение на волю Бога, чтобы свыше получить знание того, что вам нужно делать. А также вы получаете мужество и силу, чтобы действовать. И затем вы делаете самое сложное - начинаете действовать.         
            Отец Мартин учит, что Бог всегда отвечает на наши молитвы. Если вы просите: “Господи, пожалуйста, сделай меня врачом,” Бог отвечает вам: “Поступай в медицинский институт!” Если вы просите Его наладить ваш брак, Он советует вам обратиться в консультирование по вопросам семьи. Если вы молите Бога: “Пожалуйста, избавь меня от компульсивного переедания,” Он отвечает: “Включайся в программу для страдающих перееданием.”
            Так что, действительно, все очень просто. Вы обращаетесь за руководством, чтобы узнать, что нужно сделать, и затем просите воодушевление, мужество и силу, чтобы сделать это. Вы обладаете свободной волей, и поэтому можете делать то, что хотите. Вы свободны делать или не делать то, что необходимо. У вас есть право выбора. То, что вы выбираете, влечет за собой определенные последствия. И ваше право - извлекать уроки из этих последствий.
            Один выздоравливающий алкоголик по имени Берт не мог поддерживать порядок в своем доме. Он жил в ужасном беспорядке, и это сводило его с ума. Берт решил справиться с проблемой, передав ее Высшей Силе. И он стал просить Бога убраться в его доме.
            Когда это не сработало, Берт поговорил со своим спонсором и осознал, что неправильно понял роль Высшей Силы. Он понял, что Бог не собирается убираться в его доме. Пересмотрев свои взгляды, Берт пришел к заключению, что, раз в его доме беспорядок, значит Бог хочет, чтобы он жил в беспорядке. Тогда Берт начал просить Бога, чтобы Тот помог ему чувствовать себя комфортно в беспорядке. 
            Но это также не сработало. В конце концов Берт осознал, что, если он не хочет жить в беспорядке, он должен просить, чтобы Бог дал ему мужество и силы привести в порядок свой дом.
            С психологической точки зрения шестой шаг очень интересен. Человек пытается жить с осознанием дефектов своего характера и их последствий. Это осознание заставляет его страдать. В конце концов он устает от своих дефектов и готов от них избавиться. В шестом шаге нет никакой магии. Вы просто устаете “от усталости и страданий”. Вы устаете жить с дефектами характера, которые приводят в беспорядок вашу жизнь, и преисполняетесь готовностью измениться.
            Когда вы осознали свои недостатки и пожили некоторое время с этим осознанием, у вас появляется мотивация узнать, что вам нужно делать, чтобы от них избавиться. Тогда вы собираете силу и мужество, чтобы сделать то, что необходимо. Это приводит вас к седьмому шагу. 
            Многие люди долго бьются над шестым и седьмым шагами. Может быть множество различных интерпретаций этих шагов. Каждый человек интерпретирует их по своему, основываясь на собственной концепции духовности. Лично я верю в разумную духовность, которая учит, что духовная истина и рациональная истина представляют собой одно и то же и являются результатом различных способностей творческого ума. Я верю, что Бог создал упорядоченную вселенную и наделил человека разумом, чтобы он мог понять эту вселенную. Бог, как я его понимаю, никогда не поставил бы необходимым условием освобождения отключение разума.
            Бог также дал человеку способность делать выбор, получать опыт и затем размышлять о последствиях своего выбора. Бог как будто ожидает, что человек будет извлекать уроки из последствий своего поведения и вносить в него изменения. Бог дает человеку мужество и силу, но совершать изменения должен сам человек. Бог, в моем понимании, никогда не изменил бы естественный порядок вещей во вселенной лишь из-за того выздоравливающий алкоголик привел в беспорядок свою жизнь и не хочет ничего делать, чтобы привести ее в порядок.
            Я знаю многих людей, которые верят, что их выздоровление произошло лишь  благодаря непосредственному вмешательству Бога. Они называют это “чудом”. Многие трезвые алкоголики уверены, что выздоровели благодаря непосредственному чудесному вмешательству Бога. Я знал алкоголиков, безнадежных с точки зрения медициты и психотерапии, которые все-таки выздоровели благодаря программе А.А. и вере в Бога. Поэтому я считаю, что нет безнадежных алкоголиков. Выздоровление произойдет, когда вы поверите в его возможность и будете готовы черпать из источника мужества, силы и надежды, моля о чуде и ожидая его. Однако, как учит А.А., для выздоровления нужно больше, чем просто молитва. Молясь об урожае картошки, будь готов взяться за лопату и сажать ее.
            Шестой шаг ставит перед нами шесть задач.

1. Вы признаете, что и в трезвой жизни дефекты вашего характера приводят к саморазрушительному поведению, создающему проблемы.
Даже в трезвости многие люди продолжают вести себя саморазрушительным образом. Причиной этого компульсивного поведения являются дефекты характера. Чтобы освободиться от компульсивных побуждений, нужно избавиться от дефектов характера. А чтобы избавиться от дефектов характера, нужно захотеть сделать это. В этом и заключается работа шестого шага - пробудить в человеке готовность избавиться от дефектов характера, которые делают его несчастным в трезвости.
            Дефекты характера заставляют выздоравливающего алкоголика думать, вести себя и общаться с другими людьми как алкоголик или наркоман, хотя он больше не пьет или не упротребляет наркотики. Другими словами, дефекты характера являются причиной того, что называется “сухим алкоголизмом”. Такое поведение является самопроизвольным, и его трудно изменить. Человеку в трезвости легче продолжать думать, чувствовать, действовать и общаться с другими людьми как и раньше, когда он пил или употреблял наркотики. Гораздо сложнее вести себя в соответствии с ориентированными на трезвость ценностями.
            В А.А. сознательный контакт с ориентированным на трезвость образом жизни называется “безмятежность”, душевный покой. Безмятежность не означает оцепенение, ступор как под действием наркотиков, как многие люди склонны думать. “Безмятежность? Это как под действием опиума?” Нет. Безмятежность, душевный покой означает полное принятие всего спектра чувств и эмоций. Это способность чувствовать то, что ты чувствуешь, когда ты это чувствуешь. Способность полностью осознавать это и знать, что это нормально.
            Я могу испытывать гнев, и все же оставаться спокойным. Почему? Потому что я знаю, что испытывть гнев - это нормально, и что я могу справиться с ним, не навредив себе и другим. Или я могу быть печальным, и все же спокойным, безмятежным. Почему? Потому что основополагающее состояние безмятежности является признанием законности того, что я чувствую. Мое чувство истинно, оно реально существует, и я не должен стыдиться его или чувствовать вину.
            Душевный покой - это также понимание, что мои чувства и моя реакция на них - две совершенно разные вещи. Вот пример Лу. Они с женой жили раздельно, но Лу хотел снова сойтись с ней. Однажды Лу познакомился с привлекательной женщиной, она флиртовала с ним и пригласила вместе поужинать. Лу принял приглашение.
            Во время ужина стало очевидно, что между ними возникло сильное сексуальное влечение. Молодая женщина пригласила Лу к себе. Он отказался, и женщина была очень удивлена.
            “Прости,” - сказала она, - “я, должно быть, неправильно поняла то, что происходило между нами. Я думала, что возникли взаимные чувства.”
            “Ты права,” - ответил Лу. - “Я испытываю сильное влечение к тебе, и было бы действительно здорово пойти к тебе и заняться любовью. Часть меня действительно хочет этого. Но я женат. И хотя сейчас мы разошлись, я хочу, чтобы жена вернулась ко мне. В данный момент это для меня стоит на первом месте.”
            Помолчав, Лу добавил: “То, что я чувствую, и то, как реагирую на свои чувства - две разные вещи. Я знаю, что я чувствую, и это прекрасно! Но я не собираюсь действовать в соответствии со своими чувствами, потому что это не самое важное для меня. Я не собираюсь жертвовать тем, чего хочу больше всего, ради того, что мне хочется в данный момент.”
            В этом заключается душевный покой. Это способность понимать разницу между тем, что нужно делать для выздоровления, и тем что хочется делать, но что создаст проблемы. Вернувшись домой, Лу испытывал сожаление, что лишил себя определенных переживаний. Но он воспринял это как должное. Потери неизбежны. Такова жизнь.
            Что сделал бы Лу, если бы не находился в трезвом состоянии ума? Трезвый человек обычно следует последовательности: готовность, цель, огонь. Человек в состоянии зависимости ведет себя в соответствии со схемой: готовность, огонь, цель, падение, обвинение кого-то другого. 
            Если бы Лу следовал аддиктивному мышлению, он лег бы в постель с той женщиной, жена развелась бы с ним, и он сказал бы: “Она во всем виновата. Была бы у меня разумная жена, она в самом начале не ушла бы от меня. Тогда я не попал бы в такую ситуацию. Она во всем виновата!”

2. Вы осознаете, что ваши дефекты характера дают вам временное удовольствие, которое вам нравится испытывать.
С дефектами характера связано не только плохое - они имеют две стороны. Они могут приносить удовольствие и причинять вред, хотя и в разное время. Вы испытываете удовольствие в данный момент, но позже расплачиваетесь за это. В результате, в целом, дефекты харатера негативно влияют на вашу жизнь.
            Когда приходит расплата, приходят страдания, вы снова прибегаете к тому же поведению, чтобы получить временное облегчение. Когда это вызывает еще больше страданий, вы снова делаете то же самое. Но теперь вам приходится делать это чаще и в большей степени. Так у вас появляется зависимость. Дефекты характера ведут к возникновению зависимости.
            В А.А. часто говорят: “Начинается разгул эго.” Один человек сказал так: “У меня возникает зависимость ко всему, что доставляет мне удовальствие и что мне стоит попробовать больше, чем один раз.” Зависимые люди склонны впадать в крайности. Вы должны осознать, что дефекты характера причиняют вам не только неприятности. В определенные моменты они позволяют вам испытывать удовольствие.

3. Вы определяете дефекты характера, от которых хотите избавиться.
Один из способов работать по шестому шагу - составить список ваших дефектов характера, включая проблемы и выгоды, связанные с каждым из них.
            То, что дефекты характера вызывают проблемы, не должно удивлять. Однако, многие люди отрицают существование проблем или обвиняют в них кого-то другого. Чтобы захотеть избавиться от какого-то дефекта характера, нужно тщательно исследовать проблемы, которые с ним связаны. 
            Увидев проблемы, связанные с данным дефектом характера, вы должны посмотреть, какие преимущества вы имеете, сохраняя этот дефект. Многие удивляются, когда я спрашиваю их, какую пользу они получают от своих дефектов характера. “Разве есть какая-то польза в дефектах?” - спрашивают они. Да. Что-то вы определенно получаете от своих дефектов характера, иначе вы давно отказались бы от них. Прежде, чем избавиться от какого-то дефекта характера, вы должны выяснить, какие преимущества он вам дает, и научиться получать то же самое иным путем. 
            Затем вы сопоставляете проблемы и выгоды, связанные с каждым дефектом характера, чтобы решить, готовы ли вы избавиться от них и делать все, что для этого необходимо. Помните, что избавляясь от дефекта характера, вы должны не просто перестать действовать старым образом, но и начать делать что-то другое, что даст вам те же преимущества, но здоровым путем, не создавая проблем и не причиняя страданий. Когда вы определите свои дефекты характера, а также проблемы и выгоды, связанные с каждым из них, вы можете решить, от каких дефектов вы готовы отказаться, а от каких - нет.
            Итак, вы разделяете свои дефекты характера на два списка. В первый входыт дефекты, от которых вы хотите избавиться, а во второй - которые хотели бы пока сохранить.
            Фрэнк, например, отличался претенциозностью. Он искренне верил, что он умнее и значительнее других. В результате он подавлял людей и отталкивал их от себя. Это привело к одиночеству. Почему же Фрэнк продолжал быть претенциозным? “Мне нравится это,” - говорил он на группе. - “таким образом я чувствую себя сильным и энергичным. Я чувствую свою значительность, чувствую, что я действительно чего-то стою. Если я откажусь от претенциозности, я буду ощущать себя ничтожным и ненужным.”
            Чтобы отказаться от претенциозности Фрэнку нужно было найти другой способ ощущать себя сильным, энергичным и значительным. Он попытался помогать другим, выслушивая и поддерживая их, не давая наставлений и не навязывая своей воли. И Фрэнк обнаружил, что чувствует себя нужным, что люди стали с удовольствием общаться с ним. Он больше не испытывал одиночества. Он был бодр и чувствовал свою значимость. Научившись помогать другим, не навязывая своей воли, он смог избавиться от претенциозности.

4. Вы просите дать вам решимость делать все необходимое, чтобы избавиться от дефектов характера, от которых вы готовы отказаться.
Шестой шаг - это не магический процесс, когда вы просите, и Бог чудесным образом избавляет вас от ваших дефектов характера. Бог, как я его понимаю, не действует подобным образом. Бог дал мне разум и сознательную волю, и Он говорит: “Выбирай и действуй, и по последствиям своих действий ты узнаешь, правильный ли ты сделал выбор.”
            Шестой шаг - это ведение осознанной жизни и извлечение уроков из последствий своего поведения. Дефекты характера ведут к болезненным последствиям. Осознавая свои дефекты и последствия, к которым они постоянно приводят, вы в конце концов устаете от факта, что сами убиваете себя. Осознав разрушительную природу ваших дефектов, вы преисполняетесь решимостью что-нибудь сделать с ними.

5. Вы определяете дефекты характера, от которых вы еще не готовы отказаться.
Многие люди, на самом деле, любят дефекты своего характера. Выгоды, которые они получают от этих дефектов, так важны для них, что они не хотят от них отказаться. Конечно, с ними связаны некоторые проблемы. Но они также позволяют человеку чувствовать себя хорошо.
            Выздоравливающие алкоголики начинают осознанно делать выбор, как им жить. Они включают свое сознание, а не отключают его. Трезвость - это процесс зажигания огней, а не их выключение. Аддиктивное мышление отключает сознание; мышление, ориентированное на трезвость, включает его.
            Человек начинает жить осознанно. Его понимание проясняется, чувства обостряются, опыт становится более полным. Реальность расширяется, увеличивается и интенсифицируется. В шестом шаге Высшая Сила дает человеку энергию, необходимую для полного осознания реальности, и мужество, чтобы открыто встретиться с ней.
            Шестой шаг говорит: “были полностью готовы”. Только живя полностью осознанно, вы можете выбирать, будете вы делать то, что благоприятно для вас, или то, что причинит вам вред. Только знание механизмов такого выбора и осознание того, что вы делаете, позволяет вам решиться на изменения. Как говорят в А.А.: “Мы устали быть больными и усталыми.”
            И это осознание относится не только к злоупотреблению спиртным. Это относится к любому дефекту характера человека. Пока вы не устанете от того, что данный дефект характера делает с вами, вы не будете готовы измениться.

6. Вы просите дать вам в будущем готовность избавиться от дефектов характера, от которых вы пока не можете отказаться.
Возможно, вы не хотите отказаться от каких-то дефектов характера сейчас, но вы надеетесь, что в будущем вы будете готовы избавиться от них. В сущности вы говорите: “Я не готов сделать это сегодня, но, пожалуйста, дай мне желание и готовность сделать это в будущем.”
            Например, Стэн, выздоравливающий алкоголик, был руководителем большого лечебного центра, в котором было более сотни сотрудников. Дефектом характера Стэна была претенциозность. Он испытывал потребность во власти, и он пользовался ею. Стэн манипулировал сотрудниками и ожидал от них полного подчинения. Для того, чтобы чувствовать себя значительным, ему были необходимы другие люди. Даже после семи лет трезвости Стэн не мог представить себя без этой власти. Он не мог сказать: “Когда-нибудь в будущем я бы хотел избавиться от этого.” Жизнь была непостижима для него без этой “интоксикации властью”.
            Работа по шестому шагу заняла у Стэна четыре года. Четыре года он жил с осознанием той цены, которую он платил за свою власть, прежде чем обрел мужество и силу что-то изменить. В течение этих четырех лет он жил в состоянии постоянного стресса, который буквально убивал его. Но Стэн не сдавался. Почему? Его претенциозность не позволяла ему уйти с работы. Его гордость не давала ему сказать: “Я не могу с этим справиться; мне нужно что-то другое.” В конце концов он попал в отделение интенсивной терапии в результате полного расстройства здоровья, вызванного стрессом. Десять дней Стэн провел в размышлениях о цене, которую ему приходилось платить за обладание властью. В конце концов он решил что это не стоит того. Он решился найти другую работу.
            Когда вы готовы избавиться от дефектов своего характера, вы переходите к седьмому шагу, где вы действительно избавляетесь от них.


                                                    ДЛЯ  ЗАПОМИНАНИЯ

Завершив шестой шаг, вы:

            1. Осознали, что и в трезвости дефекты вашего характера часто вовлекают вас в саморазрушительное поведение, приводящее к проблемам.
            2. Осознали, что дефекты характера дают вам временное удовольствие, которое вам нравиться испытывать.
            3. Определили дефекты характера, от которых вы готовы отказаться.
            4. Просили дать вам готовность делать все необходимое, чтобы избавиться от дефектов характера, от которых вы готовы отказаться.
            5. Определили дефекты характера, от которых вы еще не готовы отказаться.
            6. Просили дать вам в будущем готовность избавиться от дефектов характера, от которых вы пока не можете отказаться.




                                               11.   ПРОШЕНИЕ

Седьмой шаг. Смиренно просили Его избавить нас от наших недостатков.

Бог устраняет недостатки, мобилизуя человека делать то, что необходимо для решения его проблем. Мне кажется, что вся суть седьмого шага заключена в “Молитве о душевном покое”, которая часто используется на собраниях программ “12 шагов”: “Господи, дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить, мужество изменить то, что могу, и мудрость отличить одно от другого.” Давайте попробуем руководствоваться этой молитвой, чтобы понять, как работает седьмой шаг.
            Начинается молитва словами: “Господи (обращение к вашей Высшей Силе), дай мне душевный покой принять то, что я не в силах изменить.” Как мы уже говорили, Бог является источником мужества, силы и надежды, на который человек ориентируется в своем выздоровлении. Он должен выйти за рамки своего зависимого мышления и обратиться к Высшей Силе за помощью в решении своих проблем. Высшая Сила дает человеку душевный покой, состояние ума, которое позволяет ему принять себя полностью, со всеми своими достоинствами и недостатками. Когда человек обретает душевный покой, он верит, что это нормально - быть таким, какой он есть, и что его жизнь разворачивается именно таким образом, как должна.
            В молитве говорится также “принять то, что мы не в силах изменить.” Принятие - это вера, что без нашего вмешательства происходит то, что должно происходить. Если человек знает, что в чем-то он бессилен, он должен передать это на волю Бога и оставить все попытки контролировать ситуацию. Вы не властелин вселенной. Есть то, чем вы не можете управлять, и в таком случае вам лучше оставить попытки. Почему вы не можете контролировать все? Потому что вы лишь человек со всеми его ограничениями. Таким вы родились, и таким вы умрете. Вы не должны являться всем на свете для всех людей, и не должны пытаться этим быть. Некоторые читают первую часть молитвы и останавливаются на ней. Они приходят к убеждению, что “все, что нужно сделать, это передать свои проблемы Богу, и Он решит их.” “Передать” они превращают в “я не должен ничего делать.” Об этом ли на самом деле говорит нам “Молитва о душевном покое”? Я думаю, что нет. Если бы “передать” означало “я ни за что не отвечаю”, молитва читалась бы так: “Господи, дай мне душевный покой принять все, потому что я ничто не в силах изменить.” Но в действительности кое-что мы можем изменить в своей жизни. И в следующей части молитвы мы просим дать нам “мужество изменить то, что можем”. Человеку, чтобы делать то, что в его силах, нужно мужество. Он должен определить, за что он ответственен, и принимать на себя ответственность, когда только возможно. Для своего выздоровления человек должен делать определенные вещи, не потому что их приятно делать, а потому что он ответственен за это.
            Последняя часть молитвы наиболее сложная: “... мудрость отличить одно от другого”. Как узнать, когда вы напрасно тратите энергию, пытаясь изменить то, что не в ваших силах, а когда что-то в ваших силах, в сфере вашего влияния? Человеческие возможности ограничены. Мы не всегда может точно установить различия. Как можем мы узнать, когда прилагать усилия, а когда “передать” это Богу? Это основная проблема всех выздоравливающих алкоголиков - обрести мудрость отличать одно от другого.
            Что же непосредственно нужно делать, работая по седьмому шагу? 

1. Вы систематически исследуете ваши цели в жизни и что вы делаете для их достижения.     
Выздоравливающие алкоголики должны знать, чего они хотят достичь в трезвой жизни, то-есть определить свои ценности. Что для вас действительно важно? У вас ограниченный запас времени, энергии и возможностей. На что вам следует их потратить, а от чего стоит отказаться?
            В шестом шаге вы узнали, что ваши дефекты характера часто побуждают вас делать то, что на самом деле не представляет для вас ценности. Я советую составить список ваших целей и ценностей. Что для вас ценно в вашей трезвой жизни, и что вы делаете для достижения этого? Первым побуждением может быть желание изменить что-то внешнее: найти работу получше, зарабатывать больше денег, быть значительным и влиятельным. Нет ничего плохого во внешних целях, но это не имеет отношения к седьмому шагу. Вы должны поставить перед собой цели в той сфере, которая имеет для вас первостепенное значение.

2. Вы приходите к осознанию, что единственной значимой и стоящей целью в жизни является формирование характера (психологический рост) и развитие духовных ценностей.
Что действительно имеет значение - это психологический и духовный рост. Формирование характера очень важно для выздоравливающего алкоголика, если он хочет стать значимым человеком, достойным любви, уважения и всех жизненных благ. Все остальное преходяще. Единственное, чего никто не может вас лишить - это ваш характер, ваши внутренние ценности, на основе которых вы оганизуете свою жизнь. Только это важно. Вы должны посмотреть внутрь себя и определить, кто же вы в действительности и на что способны. Только установив связь с полным духовным потенциалом внутри себя, вы сможете построить значимую и счастливую жизнь.

3. Вы осознаете, что ваши естественные желания - лишь средства физического выживания, и что физическое выживание имеет смысл лишь в той степени, в какой оно сфокусировано на формировании характера и развитии духовных ценностей.
Мы все испытываем потребность в пище, сексе, тепле, одежде, и все эти физические потребности служат для поддержания нашего тела. Но что хорошего, если мы приобретаем все, что только можно, теряем в процессе этого себя и умираем в страданиях.
            Возьмем пример с Джереми. Он работал по шестьдесят часов в неделю на должности бухгалтера в одной фирме, желая преуспеть. Однажды умер один из его сослуживцев (который работал гораздо больше, чем Джереми). Никто из фирмы даже не появился на его похоронах. Это заставило Джереми пересмотреть свои ценности: “Неужели я хочу убить себя ради обогащения других людей, которым на самом деле нет до меня дела?”
            Первейшей целью в процессе выздоровления должно стать обращение внутрь себя и создание фундамента непреходящих ценностей. Тогда вы сможете наполнить свою жизнь тем, что имеет для вас истинную ценность - семьей, работой, друзьями и прочими приобретениями.
            Я пришел к пониманию этого нелегким путем. Несколько лет назад я руководил многомиллионно-доллоровым лечебным центром. Я имел превосходное жалование. У меня была новая машина и я жил в прекрасном доме. Но также у меня было сто футов избыточного веса, и я был одинк и несчастен. У меня была  компульсивная тяга к сахару и я пил много кофе, чтобы поддерживать себя в активной форме. Почему? Потому что я считал, что, если под моим руководством находится крупнейший и лучший в мире центр, помогающий алкоголикам оставаться трезвыми, значит все остальное в моей жизни должно сложиться само собой. Мной управлял один дефект характера. Сейчас я называю его “комплекс мессии”. Я психотически посвящал себя благоволучию всех, за исключением самого себя. Многие выздоравливающие алкоголики страдают тем же самым.
            В конце концов я осознал, что не могу решать все за всех. Власть и деньги важны, но они должны занимать свое место. Я пересмотрел свою жизнь и оставил центр, открыв небольшую консультационно-тренинговую фирму. У меня было меньше власти, но больше здравомыслия и смысла в жизни.
            Многие выздоравливающие алкоголики жертвуют собой, помогая другим. Они полагают, что таким образом сделают свою жизнь достойной и осмысленной. Это не всегда верно. Если вы помогаете другим и при этом работаете над собой, вы будете самым достойным человеком. Но если, помогая другим, вы забываете о себе, вы разрушите себя, а в конечном итоге, и окружающих.
            Таких людей, которые, помогая другим, забывают о себе, в А.А. называют “истекающими кровью дьяконами”. Они не следуют тому, что сами говорят. Они являются спонсорами для сотни людей, но сами остаются несчастными. Часто они живут в состоянии “сухого алкоголизма”. Они теряют себя в программе “12 шагов”. Они так захвачены истолкованием шагов и донесением их до других людей, что забывают применять эти принципы в своей жизни. Они не понимают, что А.А. - это эгоистичная программа. Вы должны помочь себе, прежде чем сможете помочь кому-то еще. Вы должны сначала выздороветь сами.
            На самом деле, программа А.А. носит благотворительный характер. Но полюбите сначала себя! Почему? Потому что, если вы потеряете себя в трезвой жизни, существует большой риск, что вы вернетесь к наркотикам и алкоголю. А в случае срыва вы не сможете помочь ни себе, ни кому-либо еще. Научившись любить себя, вы сможете научиться любить других. Благотворительность, милосердие начинается с вашего дома. Научитесь любить сначала себя, и вы сможете научиться любить вашу семью, ваших друзей и сотрудников по работе. И тогда вы сможете полюбить всех людей и весь мир.
            Если вы пренебрегая принципом “первое должно стоять на первом месте”, у вас вскоре возникнут проблемы. Вы должны осознать, что такие естественные потребности как пища, секс, развлечения - не самое важное в жизни. Они не стоят того, чтобы ради них умирать.
            Но тогда возникает пугающий вопрос. Если за все это не стоит умирать, то за что же стоит? Когда я задал этот вопрос одному члену А.А., он ответил: “Терри, почему бы не посмотреть на это с другой точки зрения? Есть ли что-либо действительно достойное, ради чего стоит жить?”
             На мой взгляд, в седьмом шаге необходимо принять важное решение. Вы должны решить, ради чего вам действительно стоит жить.

4. Вы осознаете, что не можете жить исключительно своим умом и надеясь лишь на свою силу; вам необходима помощь.
Я считаю, что в конечном итоге люди нуждаются друг в друге, и свободу они оберают лишь тщательно выбирая людей, на которых могут положиться. Но иногда у нас нет возможности выбора, обстоятельства вынуждают нас доверять. Например, я знаю, что не могу жить без воздуха, которым дышу. Я также знаю, что не получу хорошего воздуха, если не будет отраслей, занимающихся контролем уровня загрязнений. Или, я не могу чувствовать себя в безопасности, если на улице меня сбивают автомобили. Как я могу переходить улицу без угрозы для жизни, если нельзя расчитывать на то, что другие люди  будут придерживаться правил дорожного движения? Как могу получать жалованье, если не могу положиться на своего начальника, на то, что он будет платить мне. А если у меня не будет денег, я не смогу купить еду и заплатить за жилье. Эти отношения взаимозависимости лежат в основе основных вопросов существования. Осознание этой взаимозависимости и потребности в других людях является основой изменения самого себя.

5. Вы осознаете, что чрезмерная уверенность в себе и изоляция от других людей и от вашей Высшей Силы являются препятствием на пути к выздоровлению.
Все мы просто люди со своими ограничениями. Мы не можем все делать в одиночку. Для выживания в мире необходимо сотрудничество. Химическая зависимость лишает человека его способности к сотрудничеству. Он становится претенциозен, потому что алкоголь и наркотики создают ощущение всемогущества. Он становится эгоцентричен, потому что алкоголь и наркотики создают иллюзию, что он ни в ком не нуждается, кроме алкоголя и наркотиков.
            Большинство алкоголиков, которые приходят к трезвой жизни, обнаруживают себя в совершенном одиночестве. Единственное, на что они раньше могли положиться - алкоголь и наркотики - больше не помогает. Возникает чувство безнадежности, ощущение, что у них ничего не осталось. По мере вхождения в трезую жизнь их разум начинает проясняться, и они начинают осознавать тот хаос и разруху, которую они создали. С этим осознанием приходят чувства стыда, вины и ноющая боль. Этим людям не хочется думать об этом, и еще больше им не хочется об этом говорить. Таким образом, они пытаются исправить все в одиночку. Ноходясь в изоляции, они часто делают ошибки, и в конце концов только ухудшают положение.
            Важно пересмотреть эту свою потребность действовать в одиночку и рассмотреть последствия, к которым ведет такой подход. С помощью других людей и вашей Высшей Силы возможно достичь всего, чего угодно. Проблема в том, что многие люди не готовы или не способны принять помощь, особенно, если это касается дефектов их собственного характера.
            В А.А. осознание потребности в помощи часто называется “смирением”. Но смирение не означает снятие с себя всякой ответственности. Смирение не означает, что ваша Высшая Сила или другие люди будут осуществлять все изменения за вас. Я уверен, что люди были созданы, задуманы взаимозависимыми, со здоровым соотношением ответственности и готовности к сотрудничеству. Независимость и сотрудничество должны находиться в динамическом равновесии.
            Для достижения равновесия между независимостью и сотрудничеством вам необходим душевный покой, чтобы принять то, что находится не в сфере вашего влияния, и готовность передать это на попечение кого-то другого. И также вам необходимо мужество, чтобы направить свое время и энергию на то, на что повлиять в вашей власти. И вы должны понять это различие.

6. Вы приходите к осознанию, что ваша жизнь не имеет смысла  без смирения - истинного знания себя, включая свои достоинства и недостатки.
Смирение - это не принижение, не повержение самого себя. Смирение - это знание в глубине своего существа, кто вы есть на самом деле. Это признание своих достоинств и недостатков и искреннее убеждение, что вы такой, каким должны быть.
            Смирение - это знание, что вы способны на все, что необходимо для выживания и существования. Возможно, вы не на все способны в одиночку, но существует Высшая Сила и другие люди, которые могут вам помочь. Смирение - это средство освобождения от вашего аддиктивного эго. Только через знание себя вы можете преодолеть аддиктивные тенденции, которые вы несете в себе.
            Я не верю, что человек может быть полностью свободен от своего “я”, или что он может преодолеть все свои человеческие ограничения. Но вы свободны найти свое истинное “я” и реализовать это “я” - ту вашу часть, которая была похоронена вашей зависимостью. В результате этого вы можете преодолеть ваши нынешние ограничения и найти средства достичь истинной свободы и душевного покоя. Тогда вы можете искренне сказать: “Я знаю, кто я, и я достаточен. Я больше не собираюсь вести бессмысленную борьбу.”          

7. Вы систематически просите Бога, как вы Его понимаете, избавить вас от дефектов характера, которые мешают вам достичь истинного смирения и следовать своему истинному “я”.
Систематически обращаясь с просьбой избавить вас от дефектов характера, вы обретете привычку фокусироваться на личностном изменении, которое является основной вашей целью. Ежедневно вы будете напоминать себе о дефектах характера, являющихся причинойм ваших проблем, и ваш ум будет сосредоточен на том, как измениться или освободиться от этих дефектов. Поскольку эти дефекты прочно укоренились в вашей личности, они не могут исчезнуть мгновенно. На какое-то время вы можете освободиться от них, но потом они возвращаются. Чтобы достичь осознания своих дефектов и ориентировать себя на изменение, необходима ежедневная практика.
            Я предлагаю такую молитву: “Господи, дай мне мужество и силу познать свое истинное “я”, следовать ему в моей жизни и воздерживаться от траты времени, энергии и интересов на дефекты моего характера.” Однако, кроме молитвы вы должны также и хорошо потрудиться. Вы должны прекратить вести себя исходя из дефектов своего характера и начать делать что-то взамен. Вы должны осуществлять трезвую жизнь. Вы должны воплощать принципы программы в свей жизни. И в процессе этого Высшая Сила избавит вас от ваших дефектов.

                                      
                                                   ДЛЯ  ЗАПОМИНАНИЯ

Завершив седьмой шаг, вы:
            1. Систематически исследуете свои цели в жизни и что вы делаете для их достижения.
            2. Осознали, что формирование характера (психологический рост) и развитие духовных ценностей - единственная значимая и стоящая цель в жизни.
            3. Осознали, что ваши естественные потребности - просто средства физического выживания, и что физическое выживание имеет смысл лишь в той степени, в какой оно ориентировано на формирование характера и развитие духовных ценностей.
            4. Осознали, что не можете жить исключительно своим умом и надеясь лишь на свои силы; вам необходима помощь.
            5. Осознали, что чрезмерная уверенность в себе и изоляция от других людей и от вашей Высшей Силы являются препятствием на пути к выздоровлению.
            6. Пришли к осознанию, что ваша жизнь не имеет смысла без смирения - истинного знания себя, включая свои достоинства и недостатки. 
            7. Систематически просите Бога, как вы Его понимаете, избавить вас от дефектов характера, которые мешают вам достичь истинного смирения и следовать своему истинному “я”.